Суббота
18.05.2024
05:52
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт калининградских рукодельниц
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Бисероплетение [12]
Кружевоплетение [3]
Вышивка [0]
Кройка и шитье [1]
Куклы, мишки Тедди [0]
Декупаж [0]
Валяние из шерсти [0]

Поиск

Главная » Статьи » Рукоделие » Кружевоплетение

Кружевные центры России
Русские кружева явление уникальное. В царской России насчитывалось 17 районов, где плели кружева. Какие-то из них впоследствии стали промыслами, в каких-то кружево выплетали только для себя. В настоящее время кружевных промыслов осталось мало. Самые крупные ранее (в советское время) были в Вологде, Советске ( Кировская область), в Ельце.

Русские мастерицы, перенимая западное исскуство, оказались неимоверно талантливы и самобытны, и ввели в историю мировой культуры понятие "русское кружево".

Воспринятое из Западной Европы в XVII веке, русское кружевоплетение не только сохраняло и развивало лучшие традиции мастериц европейских стран, но и стало подлинным национальным художественным явлением, самостоятельность которого выражается в богатстве колорита, разнообразии технических приемов и, главным образом, изобразительном характере орнамента, свойственном всему русскому народному искусству."/Фалеева В.А. Русское плетеное кружево/

Отмечая общее в русском кружеве, необходимо сказать об особенностях, характерных для различных мест его производства. Кружевоплетение получило широкое распространение в России и заняло определенное место в национальном декоративном искусстве, но единая основа в русском народном орнаменте ( мотивы узоров, композиции) в каждой местности имела свою трактовку, соответственно вкусам и пристрастиям мастериц, местной моде. Такой индивидуальный подход делал вещи разных мест оригинальными, самобытными. Учитывая, что в своем большинстве мастерицы работали больше на себя, на семью, создавая предметы домашнего обихода и одежды, а так же в связи с недостаточностью информации и передачи опыта других местностей, традиционно повторялись уже имеющиеся узоры и способы их передачи сложившиеся в каждой местности, что позволило сохранить своеобразие отдельных типов русского плетеного кружева.

Тверская губерния

Кружево Калязина
В начале ХIХ века Калязин ( образовался из 3 ремесленных слобод при монастырях) называли городом крахмала и кружев. Здесь сложился самый ранний кружевной промысел в России ( уже в конце XVIII века стали плести кружево на продажу). Среди мастериц возникли группы, в которых исполнялись только определенные типы кружева. " Фантажное (многопарное) шло на украшение модных головных уборов " Сцепное Много выплеталось тюлевого кружева, для него было характерно наличие обобщенных мотивов. К середине XIX века выработался свой тип сцепного кружева, не мерный, а выплетаемый специально для простыней и декоративных полотенец.
Кружево Торжка
Кружево так же появилось рано, и с самого начала преобладала сцепная техника. В первой половине XIX века появился оригинальный тип многопарного кружева. Изобразительные мотивы перекликаются с самыми архаичными сюжетами двустороннего шитья, которое в Тверской губернии было широко распространено и сохранялось очень долго. Особенностью этого типа кружева явилось активное использование скани, - толстая нить обрисовывала силуэты фигур. На продажу производилось сцепное льняное кружево с крупными зубцами для штор и простыней, с растительным узором. Были характерны крупные орнаментальные формы.
Орловская губерния

Тонкое многопарное кружево происходит либо из городов (Орел, Елец, Мценск), либо из помещичьих мастерских. Позднее его перестали плести, т.к. было занесено сцепное вологодское кружево. Тонкость и рельефная скань обводом, обилие сквозных элементов и мелкие ячейки фонов делают елецкое многопарное кружево по своей изысканности редким для России.
Елецкое кружево
Кружева более тонкие и легкие, чем вологодские. Полотнянка, изменчивая по плотности и ширине, часто переходит в сетку. Решетка Елецкого кружева бывает и разреженной и очень плотной. Скань всегда делается из 3 ниток, из которых плетется основное кружево и проходит по краю полотнянки и сетки. В Ельце часто штучные плечевые изделия ( блузы, жилеты) составляют из мерного многопарного кружева.
Мценское кружево
Общим характером близко к Елецкому, но более архаично, в нем довольно долго держалось численное плетение с набором излюбленных мотивов, также применялось сцепное плетенье с узкой полотнянкой и традиционными народными узорами с густыми фонами. В 1860 годы преобладало парное мерное кружево, в основном геометрических рисунков. В большинстве узоров требовалось всего 20 пар коклюшек, в некоторых - больше ста. В конце девятнадцатого века в Мценске появляются общераспространенные клюни, гипюры и другие модные типы кружева.
Рязанская губерния

Михайловское кружево
Льняное, многопарное, украшенное разноцветным мулине. Преобладание мерного кружева. Характерны веерообразные формы кружевных мотивов, фестоны и зубцы, т.н. бубенцы, мысы и городки.
Скопинское кружево
Применялись для отделки нарядных подарочных полотенец. Кружева имеют сложные ажурные узоры, слегка подсвеченные голубой или синей ниткой, не похожи на более плотные Михайловские кружева, в расцветке которых преобладают красные тона.
Зарайское кружево
Никогда не было предметом торговли. Сцепное кружево особого типа, исполнялось только в первой половине XIX века. Отличительные черты: " Чередование полотнянки и сетки на всем протяжении узора. Узоры растительные, густые, почти без фона " Каждый предмет окаймлен со всех сторон полосой сетки, по которой сканью проложена цепочка из ромбов и треугольников.
Ярославская губерния

Ростовское кружево
Кружево в основном плели послушницы близ лежащих от Ростова монастырей и крепостные мастерицы. 1880 год - 14 кружевниц в Ростове. Промысел так и не сложился. Дошло несколько подлинных местных работ, отличающихся прекрасным качеством плетения. Ростовское кружево исключительно льняное, из тонкой пряжи, как многопарное, так и сцепное, в XVIII веке плели также из шелка. На протяжении девятнадцатого века мастерицы придерживались сканых узоров с разнообразными фонами. В сцепном плетении мастерицы придумали свой собственный фон - ростовский крест, впоследствии распространившийся по всей России, но сохранивший свое первоначальное название. В узорах местного кружева легко выделяются три группы: " Геометрические ( свойственна строгость контуров плотных свисающих мотивов, окаймленных и сопровождающихся решетчатыми элементами, зачастую обведенными шерстяными нитками ярких цветов.) " Цветочные парного плетения " Сцепные изобразительные В XIX веке в сцепном кружеве преобладали народные узоры с изображениями птиц, деревьев, цветущих кустов. Растительные мотивы отличаются динамичностью рисунка. Силуэты фигур чрезвычайно отчетливы, благодаря сквозному ростовскому фону и узкой полотнянке с высоким рельефом скани. Другой прием оживления полотнянки - введение большого числа дырочек-закидок - сообщает нарядность всему изделию.
Кружево Романово-Борисоглебска ( Тутаев)
Плели кружево исключительно на заказ. Предназначалось для отделки постельных принадлежностей и исполнялось кусками по длинне изделия. Использовались нитки Хлудовской фабрики из Егорьевска. Плели сцепным и многопарным способом. Насчитывалось в городе примерно 50 мастериц. Лучшее кружево плели в Романове, на другой стороне Волги, в Борисоглебске, оно было значительно грубее. Рисунки кружева имели своеобразные названия : бачино, бантики, бараньи рожки ( в сцепном), в парном - шлёнский ( решетчатые ромбы, простой фон с паучками и плотные сердцевидные мотивы с треугольными зубцами по середине). Деревенское ярославское кружево (для украшения полотенец) - льняное с введением шелка-сырца в виде скани желтых, золтистых и коричневых оттенков. Узоры геометрические в численной технике - зигзагообразные полосы, ряды ромбов или квадратов, полукруглые или острые зубцы.
Костромская губерния

Галич
В конце XVIII века в городе уже сложился определенный тип с особыми, только здесь известными узорами, с собственной манерой исполнения. Кружево многопарное, трудоемкое, из очень тонкого слабоотбеленного льна, с золотной металлической нитью, с цветными шелками: кораллово-красным, травянисто-зеленым, ярко-голубым. Почти все кружево выплеталось для парадных декоративных полотенец из тонких фабричных тканей. Часто на прошву и край намеренно использовали разные рисунки, с целью внести неожиданность и многообразие в изделие. Плетеи - крепостные мастерицы в богатых домах. Рисунки кружева многообразны: геометрические узоры сложных форм рококо ( небольшое количество), мотивы птиц, деревьев, двуглавых орлов. Только в галичском кружеве того времени встречается мотив дерева с четко выраженным стволом и двумя лесными птицами в воздухе. Расцвет кружевоплетения в Галиче относится ко второй половине XVIII и первой четверти XIX веков
Солигалич
Кружево плели для себя, промысла не существовало. Техника многопарная ( но не более 20 пар). Преобладание геометрических узоров. Кружево однообразно по рисункам ( чередование двух близких по характеру сложных фигур)
Московская губерния

Серпухов, Верея, Подольск, Дмитров, Звенигород - 43 селения этих уездов были охвачены кружевоплетением во второй половине XVIII века. Лучшие мастерицы считались из Подольска. Кружево плели многопарное, с цветочным рисунком на тюлевом фоне, с тонкими решетками, со сканью обводом. Узоры выполнялись 150-200 парами коклюшек. Образцы этого периода не сохранились.
Калужская губерния

Плели кружево в Боровском, Жиздринском, Козельском, и Тарусском уездах. Кружево того же типа, что и московское. Геометрические узоры сопровождаются какими либо схематическими растительными элементами. Специального интереса не представляет.
Новгородская губерния

Белозёрск
Кружевоплетение освоено в городе в конце XVIII века. Плели кружево сцепное и многопарное. Во второй половине XIX века сложился промысел. Кружево отличалось прекрасным качеством и исполнением. Имелось большое количество местных рисунков.
Кириллов
Промысел развился под сильным влиянием вологодского. Основной способ плетения - сцепной.
Вологодская губерния

Вологодское кружево состоит из крупного, выразительного узора, исполненного плотной, непрерывной, одинаковой по ширине, плавной полотнянкой, четко вырисовывающейся на фоне узорных решеток. Скань толстая, проходящая по середине полотнянки, часто цветная. Кроме мотивов цветов и листьев в орнаменте часто встречаются мотивы подков, гребешков, вееров.
Петербургская губерния

Киришское (захожское) кружево
Продолжает традиции крестьянского кружевного промысла, более скромное. Вилюшка редкая, украшенная треугольниками из плетешков. В узорах используются старинные мотивы: пяти- и семилепестковые медвежьи лапы; решётка ( квадратная сеточка, заполняющая промежутки внутри полотнянки); для украшения используются звездочки из насновок.
Вятская губерния

Кукарское
Отличалось прекрасным качеством плетения. Орнаментально имеет сходство с вологодским и елецким кружевом, но отличалось техникой исполнения. Использовался прием пересечения полотнянки ("вятская петля").Московская политехническая выставка 1872 года впервые обратила внимание посетителей на это новое явление - кукарское кружево.
Тульская губерния

Белёвское кружево
Расцвет относится к 1840 годам. Кружево изготовлялось в уезде, по помещичьим усадьбам, было многопарным, тонким, льняным. В Белеве плели для себя мерное "верховое" кружево для столового и постельного белья. Позднее стали делать штучные изделия, не большие - воротники, оплеты носовых платков, редко одежду. В конце века получила распространение сцепная техника. Сильно отличается от других замкнутым орнаментом, состоящим из разнообразных тесемок, квадратов, паучков, "змеек". Насновки в белёвском кружеве не овальные, а прямоугольные. Они выплетаются способом, отличным от других видов насновок.
Одоев
Преобладало сцепное плетение, за образец брались белевские узоры, но встречаются весьма различные рисунки. Промысел возник случайно после 1880 года. Было охвачено более 500 человек. Особой оригинальностью не отличалось.
Нижегородская губерния

Кружево Балахны
В первой половине века сложился свой тип сцепного кружева. Мотивы узоров: павы, орлы, цветущие деревья. Узоры отличаются четкими очертаниями, изысканностью силуэтов. Большое разнообразие в формах деревьев. В балахнинском кружеве ритмично расположение ветвей и цветов с характерными загнутыми концами листьев. У орлов ясно обозначены перья и выражен взмах крыла. Павы или твердо опираются на ноги, или вытягивают их вперед, словно при взлете, одна нога бывает приподнята. Туловища у пав короткие, даже прямоугольные. Опознавательным признаком балахнинского сцепного кружева является применение различных решеток в одном предмете и явное преобладание насновочных. Насновки имеют различную конфигурацию: овальные, квадратные, треугольные, собранные в розетки, образующие клетки, в виде зигзагов и параллельных полос. Плетешковые решетки обильно украшены петельками и представляют собой то поле скозных овалов, то косую клетку, то подобие чешуек. Все кружево льняное, скань витая, изготовлялось для праздничных простыней, встречаются металлические края. Такое кружево в продажу не шло, плели его только для себя. Многопарное кружево Балахны не однотипно. Использовалось от 15 до 200 пар коклюшек. Именно оно послужило причиной возникновения промысла. Плелось из шелковой нити золотистого или черного цвета, позднее из тонкой х\б пряжи. Промысел продлил существование тонких типов узоров малин, шантильи, блондам.

Источник: http://www.lace.ru/elez.html
Категория: Кружевоплетение | Добавил: Ксения (20.12.2009)
Просмотров: 4397 | Комментарии: 1 | Теги: кружевоплетение, коклюшки | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Друзья сайта
бисер, бисероплетение, книги, бисерный магазин, литература, скачать книги

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Copyright MyCorp © 2024
Сайт управляется системой uCoz