ВВЕДЕНИЕ Коклюшечные кружева многие столетия украшают быт людей. Русские живописцы 18 – 20 веков оставили многочисленные свидетельства использования кружев в национальных и сословных костюмах. Их можно увидеть в собраниях Государственного Русского музея и Государственной Третьяковской галереи на парадных портретах русской знати 18-го века, выполненных И.Я.Вишняковым, Р.Н.Никитиным, Д.Г.Левицким, и на полотнах 19-го века работы К.П.Брюллова, П.А.Федотова. Кружева на купеческом, городском и крестьянском платье разных эпох запечатлены на картинах А.Г.Вене-цианова, П.А. Федотова, Н.П. Богданова-Бельского, Б.М.Кустодиева.
Процесс плетения кружев отображался русскими художниками нечасто – он приоткрыт на полотнах В.А.Тропинина («Кружевница», 1823 г.), Н.П. Тимофеевой («Кружевница», 1929 г.), Е.А.Кацмана («Калязинские кружевницы», 1928 г.) и Агеева В.В. («Рязанские кружевницы», 1980 г.).
Установлено , что коклюшечное кружевоплетение как самостоятельный вид художественно-прикладного искусства сложился в центральной и западной Европе в конце 16-го века. О высоком мастерстве западноевропейских кружевниц свидетельствуют литературные и живописные произведения 17-18 веков в музеях Франции, Голландии, Италии, Испании, Великобритании, США и других стран.
Массовому производству кружев способствовало промышленное освоение двух технологий «тонкой» обработки металлов – вытягивание серебряной и золотой нити методом волочения, а также производство стальных и латунных булавок. Нить служит исходным материалом для кружева, а набор булавок обеспечивает формирование кружевного рисунка.
В Россию кружева в больших количествах завозились русскими и иностранными купцами в царствование Ивана IV («Грозного»). Они применялись для украшения русской национальной одежды высшей знати, а также в церковном обиходе.
В течение последующих 100-150 лет европейские кружевницы осваивали более дешёвые местные и привозные материалы для прядения нити – сначала лён, потом хлопок из колоний. Снижение себестоимости производства кружев открыло путь к их массовому распространению в широких слоях общества. На мировом рынке и в России высоко ценились французские, испанские, итальянские, брюссельские кружева и гипюр, а также тюль (из города Тюль, герцогство Брабант, Нидерланды).
Европейские традиции кружевоплетения были перенесены мигрантами на американский континент, а колонистами – из метро-полий в Индию, Австралию и страны юго-восточной Азии.
Кружевоплетение в России попало на благодатную почву. В 18-м веке были созданы мануфактуры, занятые производством «канители» (серебряной и золотой нити) и «мишуры» (медной нити, покрытой серебром или золотом, иногда скрученной с шёлковой нитью). Тогда же появились артели, занятые плетением кружев на продажу.
Центры массового художественного промысла с собственными традициями кружевоплетения сложились во многих губерниях – Московской (Звенигород, Подольск, Серпухов), Петербургской (Кириши), Тверской (Калязин, Торжок), Тульской (Белёв, Одоев), Рязанской (Михайлово, Сасово), Орловской (Мценск), Липецкой (Елец), Вологодской, Нижегородской (Балахна), Вятской (Кукарка), Костромской (Галич) и Ярославской (Ростов Великий, Романов-Борисо-глебск). Самобытная школа русского кружева получила мировое признание в 18-19 веках.
Ручное плетение кружев испытало спад на рубеже 19-20 веков в связи с автоматизацией лёгкой промышленности и демографическими изменениями общества. Кроме того, в России исторические центры плетения серьёзно пострадали во время политических и экономических потрясений 20-го века. Последствия социальных катастроф до сих пор не изжиты в российской «глубинке», где возникла реальная угроза потери художественных промыслов.
Кружевоплетение как прикладное искусство не утратило своего значения и в 21-м веке. Потоки современных книжных изданий, а также публикаций в глобальной сети Интернет говорят о возрождении интереса к плетению кружев. В Москве ежегодно устраиваются ярмарки ремёсел, где даются мастер-классы кружевоплетения, демонстрируются работы из всех регионов России, продаются изделия мастериц, происходит обмен опытом. В странах западной Европы и за океаном подобные выставки проводятся повсеместно, регулярно и с ещё большим размахом. В наши дни плетением кружева заняты сотни тысяч людей во всех странах мира.